«Тьма» (англ. Dark) — немецкий драматический и научно-фантастический веб-сериал, созданный Бараном бо Одаром и Янтье Фризе. Он состоит из трёх сезонов, выходивших с 2017 по 2020 год. Действие сериала разворачивается в вымышленном городке Винден (Германия). События, начало которым положило исчезновение двух детей, раскрывают тайны и скрытые связи четырёх семей Виндена, которые постепенно узнают зловещую тайну о путешествиях во времени, затрагивающих несколько поколений. На протяжении всего сериала исследуются экзистенциальный смысл времени и его влияние на человеческую природу.
Подробнее о сериале в Википедии:
ru.wikipedia.org/wiki/Тьма_(телесериал)
Ссылка на просмотр онлайн:
al.lordfilms-s.pw/11799-serial-tma-2017.htmlСериал «Тьма» я совершенно случайно увидела в ленте ВК, отложила, чтобы взглянуть получше и, наконец, на безфандомье дошли руки. Узнав, что там будут временные петли, мистика и детективное расследование очень заинтересовалась, включила и… черт возьми, не пожалела. Три сезона по восемь серий просмотрены взахлеб за одну неделю. Смотреть сериал можно только вот так – целиком. Не представляю, как люди глядели его по мере выхода.
Мой отзыв и впечатления. СПОЙЛЕРЫСюжет.
Сюжет очень сложный, многослойный, запутанный. Если сначала все крутится в трех временах: настоящее, прошлое и недалекое будущее, то потом временных линий становится больше, в третьем сезоне добавляется еще и параллельный мир, а под конец и вовсе образуется кошмарный винегрет.
Мне очень понравилось начало сериала. Первая половина первого сезона. Дикая мистика, куча приятных сердцу зацепок, которые понятны зрителю, но не понятны персонажам, и ты с нетерпением ждешь, когда до них дойдет, что в город творится не просто детоубийство, а самая настоящая квантово-физическая мистика. Множество таинственных фигур, о которых ты строишь догадки, встречи в прошлом, которые неизменно приводят к каким-то последствиям в будущем. Все очень свежо, вкусно и вообще пальчики оближешь.
К сожалению, вся эта приятность имеет естественное свойство сходить на нет. Чем дальше движется дело, тем более прошаренными становятся герои. К концу сезона почти все знают о перемещении во времени, к середине сериала через дыру в пространстве ходят все кому не лень по любому поводу и это превращается в несколько унылую обыденность. Когда что-то поначалу мистичное становится бытовухой теряется большая часть очарования, загадочности, но, увы, это неизбежно.
Многие встречи в прошлом, когда ты еще не знаешь, что за юный/молодой персонаж перед тобой, все равно продолжают тревожить душу, когда понимаешь, что герой встретил чьего-то родителя или своего родственника в детстве. Когда какие-то предметы, детали меняют свое местоположение или хозяина, и ты понимаешь, почему в начале сериала они оказались там-то или у того-то. Все это на протяжении всех трех сезонов нереально круто радует.
Мне не понравилась только приплетение религиозной тематики и апокалипсиса. Все эти рассуждения о рае/аде и апокалипсисе, пророчествах и прочей херне показались чересчур пафосными, словоблудными, лишенными смысла. Многие вещи повторяются из серии в серию по нескольку раз, одними и теми же персонажами или разными, но под финал набивают оскомину. Все и так поняли, что временной узел – это жопа, зачем твердить одно и тоже столько раз? Наверное, над некоторыми вещами стоит сесть и просто задуматься, но когда их говорят на фоне происходящего на экране, сложно и слушать, и смотреть, и пытаться что-то осмыслить.
Из всех фраз мне больше всего запомнились, пожалуй, две.
«Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать».
При этих словах сразу вспомнились все те разы, когда ты говоришь: я не хочу делать то или это. А тебе в ответ: а ты захоти. Как можно захотеть то, чего ты не хочешь, а?
Вторую цитату я не вспомню дословно, но суть в том, что не человек владеет временем, а время владеет человеком. И ведь так и есть. Человек ни над чем не властен. Время движется вперед, несмотря ни на что: проходят радостные события, грустные, те, которые хочется остановить, и те, что хочется пережить поскорее. Но время не останавливается никогда, и с этим нельзя ничего поделать.
Можно сказать, что этот сериал – дурной пример того, что бывает, когда человек пытается овладеть временем. Возникает полная катавасия, неразбериха, страдания и конец света – хаос.
Атмосфера.
Этого у сериала не отнять. Картина ОЧЕНЬ атмосферная. Мрак, дождь и туман, серость и пустота, камни и разрушение. Лес, в котором постоянно шляются герои показан в разные времена года, но он всегда выглядит тихим и пустынным, чаще мрачным и пугающим, угрюмым. Падающие с неба птицы, зловещая темная субстанция, гул в пещерах, обстановка соответствующая разным эпохам – все очень впечатляюще. Музыкальное сопровождение тоже прекрасное. Опенинг и заставка – классный психодел, каждый раз с интересом его разглядывала, ожидая когда появятся показанные там сцены. Единственное, что постоянно бесило: все персонажи любят шляться под дождем без зонтов. Хотя бы вот Петер с Элизабет ходили в дождевиках, а то что ни дождь, так все просто ходят туда-сюда под ним совершенно мокрые, в мокрой одежде, с прилипшей к лицу волосней, вода льется с носа и бровей, а им хоть бы что. Эзвените, но не верю я в такое странное поведение. Во-первых, это холодно, во-вторых, раздражает, в-третьих, хорошо, пусть будет такой персонаж, который любит таскаться под ливнем, но не все же!
Персонажи/каст
При первом взгляде на героев я была в ужасе: КАК??? КАК МНЕ ИХ РАЗЛИЧАТЬ??? Они все одинаковые и одинаково страшные! Ни одного симпатичного лица! Конечно, Франциска и Марта выглядят более-менее симпатичными, но скорее в силу молодого возраста, да и то на любителя. С женщинами старшего возраста вовсе беда. Одна только Дорис Тидеман выглядела миловидной, но у нее такая мелкая роль, что ее можно в принципе не считать. Основные героини – мрак. С мужским кастом не лучше. Ни одного привлекательного мужчины! Единственным симпатичным выглядел разве что Бартош, особенно с длинными волосами из другого мира. Лично меня чем-то зацепил Ноа – не особенно красивый, но чем-то привлекательный. Остальное – ужас.
Каждый раз, когда кто-то говорил Ханне, что она красавица, мне хотелось офигеть. Где там красота? Синяки под глазами, обвисшее лицо, вечно угрюмая, недовольная, с сигаретой. Красотка…
Читала как-то где-то, что немки в принципе красотой не отличаются. Уж не знаю, как там в целом, но вот в сериале реально ни одной красивой актрисы, даже молодые и детские версии зачастую далеко несимпатичны.
Что ж, это на самом деле жизненно. Неплохой контраст с американскими и британскими фильмами, где все прекрасны, разодеты и размалеваны, даже если порой речь идет о каком-нибудь захолустье, то трудящаяся в поле баба все равно будет как с обложки журнала. Герои и актеры выглядят более приближенными к реальности.
Матери, потерявшие своих детей, - нечесаны и ненакрашены, посеревшие и осунувшиеся. Ухоженная бизнес-леди Клаудия быстро превращается в старую, растрепанную, серую ведьму, которая пережив апокалипсис, тратит всю себя на то, чтобы найти способ вернуть жизнь единственной дочери. Даже прекрасная Агнесс тут же теряет свой лоск, вернувшись на войну в армию Адама.
Поначалу мне было сложно, потому что я затруднялась различить всех этих людей. Мало того, что их было очень много, они все одинаково стремные, так еще и начали появляться их более молодые/старые версии, и мне пришлось даже в блокноте делать кое-какие записи, а некоторые сцены я смогла разобрать только после просмотра сериала, заглянув в Вики. Например, что Ноа убил Бартоша у пещер; в первых сериях никак не могла понять, что сестра Магнуса и Марта – это один и тот же человек; в моменте, где мальчик с разбитым лицом оказывается в детской комнате, я думала, что это пацанчик, которого похитил из леса Хельге, и мне казалось в какой-то момент, что бородатый обросший загадочный хер – это отец Йонеса. В общем, было трудно, но потом, конечно, все встало на свои места.
И я согласна со многими: актеры, играющие персонажей другого возраста, подобраны идеально! Например, я сразу узнала Магнуса, старый Ульрих тоже очень похож, а на фотографии с Ноа молодая Элизабет похожа на сестру Франциску, Хельге вообще дико схожи!
В целом никто из героев не вызвал особенного интереса как личность, потому что все-таки тут на первом месте был сюжет. Даже чувства, которые вроде бы двигали всеми героями – любовь, обида, ревность, страхи, - все оказалось на втором плане. Персонажи в основном все неоднозначные.
Из родительского слоя больше всего отвращения вызывает, конечно, Ханна. Человек, который на протяжении всего сериала показан как отрицательный герой, на мой взгляд. В детстве она ревнивая лгунья и доносчица, во взрослом возрасте – любовница, шантажистка, любит разрушать чужие жизни, эгоистичная и холодная. Героиня задается вопросом: почему одним все, а другим ничего? Но на протяжении всего сериала лично я вижу, как героиня упорно бьется головой в одни и те же стены, не пытаясь сойти с проторенной дорожки. Увы, она не смогла побороть свою детскую влюбленность и дурной характер, она тоже жертва своих желаний, но вот этого персонажа меньше всего жаль. Хотя то, как закончилась ее жизнь, было внезапно даже для меня.
Ульрих выглядит не лучше. Изменяет жене на годовщине свадьбы, решает убить маленького Хельге без особых моральных терзаний при том, что точно до конца не уверен, что тот виноват.
Самая несчастная пара в сериале, имхо, Петер и Шарлотта. Она – молчаливая чудачка-сирота, которая по жизни пыталась узнать, кто ее родители; он – латентный гей, который спит с местной проституткой. Их брак трещит по швам, развязка с родителями столь внезапна, что… внезапна О_о
Так и осталось для меня загадкой, каким образом Хельге обзавелся ребенком. Я думала, он дурачком стал после какого-то случая во взрослом возрасте, но Ульрих покалечил его в далеком детстве, впрочем, он и до этого выглядел чудаком. Мать Петера, видать, была тоже со странностями.
Регина и Александер в самом деле выглядят наиболее адекватными среди прочих. За исключением тайны Александера с поддельными документами, о которой Регина не знала. Они самая приятная, любящая, прошедшая по жизни рука об руку пара, никто в которой не держал камень за пазухой для другого. В юности они стали спасением друг для друга, Регина рядом с Александером расцвела, а он смог с ее помощью скрыться и подняться по карьерной лестнице до места директора, и оба прожили в счастливом браке много лет. Даже жаль, что в настоящем мире они не встретились, они были лучшей парой.
Семьи из прошлого тоже оставили желать лучшего. Семья Доплеров это какой-то сюр. Одетая с иголочки гарпия Грета Доплер и ее добрый, но амбициозный муж, и чудаковатый ребенок. Никто никого не любит, каждый занят собой. На самом деле Хельге было жальче всех. Нелюбимый, не слишком умный ребенок, у которого не было друзей, оказался покалечен Ульрихом, попал в плен к религиозному фанатику Ноа, и всю жизнь прожил дурачком, совершал преступления под чужую дудку, закончил жизнь в маразме и в итоге погиб, сбив самого себя и отправив в дом престарелых. Очень грустная судьба несчастного человека, который по жизни был обделен любовью, и в силу своей умственной неполноценности оказался марионеткой в чужих руках.
Игон и Дорис Тидеманы это вообще что-то с чем-то. На самом деле удивительно, что такая милая красавица Доррис вышла замуж за Игона – откровенно стремный, тормозящий, какой-то затюканный мальчик. Как он только в полицию попал, не понятно. Молодая версия Игона совершенно не впечатляет ничем. Клаудия говорит, что такой хороший человек не заслужил своих страданий… Но Игон изменял жене, выпивал после развода, был не слишком-то хорошим копом, посадив за решетку Ульриха дважды, – ни за что, без доказательств. В общем-то так он и не сделал ничего плохого, но и впечатления как положительный герой не произвел. Амебный он какой-то, очень тормозил. И в тот момент, когда старый Игон признается Ульриху и Клаудии, что, похоже, он не понимал всю жизнь, как устроен этот мир, что он не может увидеть его таким, какой он есть, вот в этот момент мне было очень жаль его. Простой человек, приземленный, ограниченный – он не был способен выйти за пределы своего простого понимания мира. Страшно осознавать, что все вокруг не так просто, но ты был не в состоянии постичь суть некоторых вещей всю свою жизнь. И его смерть от руки собственной дочери была ужасной, очень страшная сцена…
Ноа вызвал неоднозначные чувства. В первом сезоне он был загадочной фигурой, вызывающей интерес. Я думала он главный злодей, но вскоре оказалось, что он тоже по большей части марионетка, пешка в игре Адама. Его юная версия выглядела несколько пугающей в своей фанатичности, и прям судьба у него была вечно копать пещеры, что в прошлом веке, что в постапокалиптическом будущем. Честно говоря, я переживала за Элизабет, думала, что Ноа будет опасным типком, а в итоге он хорошо заботился о ней и хотел спасти свою дочь. Даже жаль, что его так подло убили: попользовались и пристрелили, да еще кто, своя ж сестра.
А вот парочка Бартоша и Сильвы была какой-то внезапной, упавшей как снег на голову. Семья часовщика, упомянутая чуть ранее вскользь, вдруг в финале оказалась первоисточником всех бед. И этой самой семье уделили пять минут экранного времени, часть из которых заняла ругань с отцом. Конкретно этот ход с семьей часовщика был каким-то внезапным. Вроде к нему готовили, но после стольких серий, где главными героями были Йонес и Марта и их родственники и друзья, вдруг оказалось, что по сути главным источником бед стал часовщик, который в сериале играл почти третьестепенную роль, появляясь только чтобы помочь с созданием машины. (А я так надеялась, что источником всех бед был глаз Веллера, и нам расскажут, что ж там была за история…)
Парочка Йонеса и Марты ничем не впечатлила. Подростковая влюбленность подана как величайшие чувства, влияющие на всю вселенную, «мы созданы друг для друга» и блаблабла. Между ними даже ничего толком не было. Поцеловались и переспали разок – и все, любовь до гроба. Смешно, ну, честное слово. Не говоря о том, что после их первой ночи, Марта сошлась с Бартошем и сам Йонес сказал, мол, ничего-ничего. В реальности через полгода-год-два-три вполне вероятно, что они бы разбежались. Ничем их «отношения», если их так можно назвать, не были подкреплены в реальности. Не прошли они огонь и воду, не имели общих детей, не связало их общее горе или что-то еще. Обычные влюбленные подростки. Сегодня влюблены, завтра нет… Ну лан, создатели хотели великих чувств, пусть будут.
А вот кого еще было очень жаль в сериале. Бедный мальчик Миккель! Вот так, в возрасте десяти лет попасть в другое время, без возможности объяснить кому-то всю правду, осознать, что ты никогда не вернешься домой к своим родным и друзьям, прожить свою жизнь в другом времени и носить в себе эту тайну, граничащую с сумасшествием. Его было откровенно жалко. Представляла себя на его месте. Как ужасно я бы чувствовала себя, если бы в детстве вдруг попала в другой мир, была оторвана от семьи, и пришлось строить новые связи с чужими людьми. Страшно, невыносимо.
Так же было несколько печально за Бартоша, Магнуса и Франциску, которые родились и выросли в современном мире, а в итоге большую часть жизни прожили в отсталом обществе на границе прошлых веков. Путешествия во времени – это интересно, но только если ты можешь вернуться назад. А застрять вот так, в чужом времени среди чужих людей и чуждых порядков – ужасно.
В общем, изначально так и думала, что главному герою придется умереть, чтобы все встало на свои места. Конечно, до других миров и третьего мира я бы не додумалась, но исход был очевиден. Распыление в духе мстителей было драматичным и грустным, сцена, в котором они остановили машину до моста – понравилась, особенно, как впечатлился сын часовщика.
Только мне вот непонятна была мотивация Клаудии. Регина будет жить, если все предотвратить блаблабла. Регина умирала от рака, который получила в наследство от деда. Да, умерла она от рук Тронто, но с тем же успехом она бы умерла через какое-то время от рака. Кто даст гарантию, что в настоящем мире она не заболеет и проживет вообще дольше, чем в петле?
На самом деле было довольно любопытно наблюдать за тем, что родители делают для своих детей. Миккель покончил жизнь самоубийством, чтобы его сын мог родиться, Ноа работал на Адама, чтобы найти и вернуть свою украденную дочь, часовщик потратил годы на создание машины времени, чтобы спасти сына, Петер дрался до последнего ради Элизабет и погиб, защищая ее, Ульрих бросился прямо в неизвестность, пытался убить другого ребенка, чтобы спасти своего, и просидел всю жизнь в тюрьме-психушке – все, ради Миккеля. Насколько сильны родительские чувства, на что готовы пойти люди ради своих детей, как глубоко сидят в нас инстинкты, велящие защищать потомство, материнские и отцовские чувства. Клаудия, которая всегда была холодна с Региной и была не самой лучшей матерью, в итоге потратила многие годы, чтобы дать дочери шанс прожить дольше в лучшем мире. Вот это куда более впечатляющие вещи, чем подростковое соплежуйство о вечной любви. А сынок их воистину стремный и пугаюший получился о_О Жуткий тип.
Одним из бесявых моментов сериала была любовь персонажей к паузам в разговорах. Это как чересчур большое количество многоточий в тексте. Сначала этого не было, потом такие моменты стали появляться все чаще и чаще. И под конец я стала их ПРОКРУЧИВАТЬ!!! Потому что невозможно смотреть. Один персонаж задает вопрос, второй ДРАМАТИЧНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНО молчит десять секунду, рыдая и глядя глаза в глаза. Ответит. Так теперь другой МОЛЧИТ. И ладно бы это был какой-то один тормозной персонаж, но это очень быстро стало касаться вообще всех. Все начали разговаривать с жуткими паузами. Это нереально раздражает. Может, где-то это и нужно, но не постоянно же! Кажется, что у героев тормозят мозги. Особенно грустно было за Игона, который вообще дико тормозил. Вообще, раздражает, когда в ответ люди молчат и тупо смотрят. Что это за ход такой? Вот в ситуации с травмированным Хельге это выглядело единствен нормальным, в сцене, где Дорис в церкви зажали три версии Истока и она просто не знала, что сказать на их предположения об измене мужа. Но в каждую сцену пихать эти паузы – мрак…Итог таков. Сериал шикарный. Сложный, многоступенчатый, постоянно держащий в напряжении. Особенно хорош первый сезон. Второй впечатлил меня чуть меньше. И самым пресным показался третий, когда персонажей и времен стало слишком много, и я уже запуталась кто зачем и почему принял определенные решения и на какой он стороне и чего хочет добиться. Но смотреть стоит. Просто стоит! Достойный сериал, качественно сделанный. Не подводят спецэффекты, атмосфера, музыка, грим, операторская работа, игра актеров. Все на высоте, но сложный сюжет на первом месте.