Чужой: Завет
США, 2017. Описание: Во время обследования удаленной планеты, расположенной на другой стороне галактики, экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает, что то, что они изначально приняли за неизведанный рай, на самом деле — тёмный и опасный мир. Его единственный житель — синтетический андроид Дэвид, оставшийся в живых после обреченной экспедиционной миссии «Прометей».
Так уж вышло, что в детстве родители разрешали смотреть мне триллеры и ужастики. А потому фильмы серии "Чужой" были просмотрены мною давным давно. Горячо любимы с тех самых пор и где-то в районе просмотра "Прометея" пересмотрены. Периодически я возвращаюсь к ним, феспалмя на резиновую голову андроида и некоторые спецэффекты 80х, но тем не менее смотрю с большим удовольствием.
Я не отношу себя к "ярым фанатам вселенной", которые молятся на каждый кадр и называют себя труЪ. Может, именно поэтому ни "Прометей", ни "Завет" не вызвали у меня такого лютого баттхерта, как у некоторых, на тему: МЫ ЖДАЛИ ОТВЕТОВ!!! Я ничего не ждала от "Прометея", посмотрев его практически случайно. И в общем-то от сюжета "Завета" ожидала лишь хорошей игры Фассбендера и ужастика с пугающим чужим. Ну, первого я дождалась)
Увы, в кино мне пришлось пойти в гордом одиночестве, как на дубляж, так и на оригинал. Да, я из тех психов, что сходил на этот фильм аж дважды. Ну токмо ради Фассбендера, ясно дело...
С чего начать-то и не знаю... Ладно, пусть будет положительное начало!
Размышления... СПОЙЛЕРЫ Визуал! О, прекрасный двадцать первый век с его красивым видео-рядом!) Корабль, в котором мы видим несколько отсеков и вид снаружи, прекрасен и органичен, как и все интерфейсы компьютеров, голограммы и прочие ништяки, которые обязаны присутствовать в космофильме. Виды природы, город Инженеров с грудами обгоревших трупов, подпольная лаборатория Дэвида с этими колыхающимися рисунками на стенах достаточно мрачная и загадочная - все великолепно. Сам чужой и спецэффекты не вызывают кровотечения из глаз, а значит они были хороши. Аудио ряд так же прекрасен: особенно звуки.
Теперь немного (вранье, много) боли. Главные герои.
Оставим на секунду Дэвида, Уолтера и Дэниелс с капитаном, как самых интересных персонажей, и вспомним о... Да о ком вообще вспоминать-то? Персонажи - это пиздец данного фильма от первой минуты и до самого конца. Для начала хотелось бы сказать, что я в принципе не могла понять: КТО все эти люди? Увы, вотпрямщас не могу сравнивать с серией "Чужих" (надо бы их пересмотреть), так что я сравнивала свое впечатление хотя бы с "Прометеем".
Итак, "Прометей". Каждый герой, попадая в кадр, сразу получает свое место: Шоу и Холуэй - ученые, Дэвид - андроид, Викерс - главная стерва всея, еще пара ученых и капитан с пилотами. Потом оказалось, что были и некие третьи лица, помимо основной команды, да не суть. Я помню фамилии всех тех чудных людей, о боги!
Что мы имеем на корабле "Завет"? Уолтер - благодаря прошлому фильму нам понятно, кто это. Сгоревший капитан - хоть с ним все ясно, спасибо. И его заместитель - верующий неуверенный в себе невротик, чувак, который принимает решения. Дэниелс - жена капитана. Ну, она просто жена и зам зама (так и не врубилась, какая у нее была должность на корабле). Кажется, Теннеси был пилотом, у которого была жена - тоже пилот? Эм, может это была и не его жена или не она была пилотом, или не была. На этом понятное заканчивается.
Все остальные персонажи превращаются в смазанную кучу, орут, тупят и носятся туда-сюда, мрут как мухи, блюют кровью и становятся обедом для Чужого - это все, что запомнилось мне о них. Они АБСОЛЮТНО безлики! Их имена не откладываются в памяти, они не интересны, не смешны, не имеют своего мнения, ничем не отличаются друг от друга и зрителю на них откровенно насрать. Кажется, там была парочка геев, но я не уверена. Возможно, одна из девушек была ученым? Не факт. Какая-то медичка нарисовалась в самом конце фильма, да и та сдохла. У корабельного компьютера личность интересней, чем у всей этой мясной толпы, уж простите.
Итак, они все занимали непонятные должности, звали их "вот та девка с челкой" и половина из них была друг на друге жената. Сначала мне показалось это бредом, но потом я подумала, что в общем-то это логично. Корабль имеет миссию "колонизация", эти люди должны были, прилетев на новую Землю, активно осваивать ее и размножаться. Ну да ладно, не важно. Но они должны были иметь хотя бы мозги, ну епт?...
Вернемся все же к положительным моментам в плане персонажей.
Верующий зам капитана, нынешний капитан (как его зовут, я не помню). В одном из комментариев я прочла примерно такую вещь: мол, сказали нам, что он верующий, но это никак не было раскрыто.
Однако, посмотрев фильм аж три раза (третий в виде экранки) и поразмышляв, я пришла к выводу, что все-таки показали. Но рассмотреть это с первого раза зрительно действительно сложно. Ох, Ридли Скотт, зачем же ты так замудрил?
В двух основных персонажах Дэниелс и Капитане нам попытались показать это противостояние ВЕРЫ и РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Сам Капитан ратует, что его не назначили главным из-за того, что он верующий, мол, он не может принимать рациональных решений. И начав свою деятельность в роли капитана, первое, что он пытается сделать, это поступать рационально. Но тут же перегибает палку: не дает команде помянуть друга-умершего-капитана, настаивает на проверке того, что явно было случайным явлением в космосе, торопит команду с починкой, хотя ситуация не является критической. Его первая попытка действовать разумно, даже с излишней предосторожностью...
Дальше они ловят сигнал Шоу. Про то, что все так спокойно отнеслись к происходящему, я вообще молчу. Зато отчетливо видно, как желание Капитана верить в... ну не знаю, судьбу? провидение? божественное наставление? (не суть) толкает его на скользкую дорожку. Рациональность в лице Дэниелс сопротивляется и возражает. Ее фраза: "Да мы ж нихрена не знаем, что там!" - самая эпичная за весь фильм. Аж вижу, как она это говорит. Она голос разума в данной сцене, к которому остается глух Капитан, верящий в лучшее. Остальные поддерживают его, но Капитан на то и главный, что должен принимать решения рационально, взвесив все за и против. Страх возвращения в капсулы, нежелание так долго лететь и прочее - всего лишь эмоции, идущие от остальных, которые ему следовало иметь ввиду, но не брать за главный аргумент.
Короче говоря, Вера побеждает Рациональность, и люди спускаются на планету. Молчу про то, что они туда чуть ли не голышом спустились, ухнув в бурю, в полном составе и с капитаном на борту, смело топая в дебри неизвестности.
Смерть жены, потеря корабля, неведомая тварь и общая мрачная обстановка ломают Капитана, лишая его права голоса. Рациональность Дэниелс в критической ситуации берет верх. Она пытается наладить связь, не дает наделать остальным глупостей, поддерживает самого Капитана, не доверяет Дэвиду.
Когда Капитан видит Дэвида, стоящего напротив Чужого, он убивает последнего. Рациональность берет в нем верх, он пытается действовать логично, пусть и на эмоциях. Чужой - враг, опасность, он должен быть уничтожен. Ситуация опасна, но не критична. Должен ли он был выстрелить? С разумной точки зрения - безусловно. Но в этот самый момент Дэвид говорил о коммуникации, стоял рядом с Чужим без опаски, происходило что-то странное. Возможно, именно сейчас стоило довериться ситуации? А может, и нет.
Капитан говорит, что видел в детстве дьявола, безусловно он видит его в лице Дэвида. Сколько в этом логики, а сколько веры? И тем не менее, он идет за Дэвидом и ведется на его слова. Пожалуй, в этом моменте самого Дэвида можно воспринять в качестве змея искусителя. Капитан хотел знать ответы, правду, что тут происходит, черт возьми. И он пошел тем путем, который ему указали, забыв об осторожности, как и в тот момент, когда принимал решение спуститься на планету. Это последний аккорд капитана. Вера привела его на планету, она же привела его к гибели.
Если просто смотреть фильм, кажется, что Капитан всего лишь тупой идиот, который не думает бошкой. Может, так оно и есть. Но уж если Ридли Скотт божится, что вложил сюда какой-то смысл. То я считаю, он таков.
В то же время Дэниелс, рациональная и поступающая максимально логично в сложившихся критических условиях, все-таки полна надежды и веры в лучшее. Пусть это не выглядит так, будто она какает бабочками. Но тем не менее, она оказывает поддержку команде и Капитану, ставит конкретные положительные цели, переживает смерть мужа к концу фильма с верой в лучшее будущее. Именно вера не дает ей сдаться, хотя ситуация более, чем кошмарна.
Таким образом, через этих двух героев мы видим это противостояние рационального и иррационального, их разное сочетание в двух персонажах. Капитан больше верит, хоть и пытается думать разумно, а Дэниелс ходячий мозг, но именно вера помогает ей.
Ладушки. Вернемся к самому вкусному.
Дэвид и Уолтер. Да, они интересны мне в первую очередь, потому что их играл мой любимый Фассбендер. Но... Он играл шикарно.
Наверное, можно сказать, что эта пара так же была представлена нам в качестве контрастной в плане рационального и иррационального.
Уолтер - машина с лицом человека. Он логичен, невозмутим, безэмоционален даже в критической ситуации, амимичен и верен своему долгу: защищать людей и корабль. Сам Фассбендер говорит, что он похож на Спока... Действительно. =) Он не выглядит пугающим, приятен в общении, надежен, не лезет, когда его не просят. Он очень УДОБЕН. И экипаж относится к нему довольно тепло, в отличие от ситуации на Прометее с Дэвидом. Дэниелс так вообще испытывает к нему явно теплые чувства, общаясь чаще, чем со всеми остальными.
При всей своей исполнительности и разумности он совершенно лишен эмоционально-волевой части. Именно поэтому у него нет желаний и стремлений, нет собственной мотивации, амбиций, интересов. Уолтер ни к чему не стремится. Он как компьютерная мышь или вешалка для одежды, только с красивым интерфейсом. Потому он так нравится всем.
Дэвид далеко не таков. Это было видно еще в "Прометее", и первая сцена фильма возвращает нас к истокам. Открыв глаза и осознав, что он бессмертное существо с высоким уровнем интеллекта, обладающее идеальным разумом и большим количеством знаний, Дэвид сразу начинает этим пользоваться: размышлять, анализировать, задавать вопросы. Его отец/создатель,сидящий перед ним, СМЕРТЕН, и уже потому в глазах Дэвида он не так хорош. Но потом происходит самое интересное. Человек - весь такой неидеальный, хрупкий, ничтожный в своем незнании - приказывает ему принести чай. Выражение лица Дэвида в этот момент, как он хмурит брови, непонимающе моргает, и как медлит, так что Питеру Вейланду приходится повторить приказ, - бесценно! Я не знаю, может быть слова Вейланда о поиске создателей и были тут важны. Но мне показалось, что важен и интересен был тут как раз этот момент с Дэвидом. Когда существо, пусть и создавшее его, но явно не столь совершенное, как сам Дэвид, принизило его до уровня прислуги.
Благодаря тому, что Дэвид обладал эмоциями, возможностью иметь увлечения и собственные желания, он мог так же оценивать себя и других людей, их отношение к нему. Он был идеален, они - нет. Но именно люди стояли у руля, говоря, что Дэвиду делать. Он исполнял, но люди воспринимали это как должное, постоянно напоминая о том, что он всего лишь машина, куда ему до понимания?
Не то чтобы я хотела сказать, что Дэвид - нелюбимый сын, которого все обижали, и он решил всех убить. Но думаю, что даже того уровня эмоциональности, которым он обладал, было достаточно, чтобы испытывать к своим создателям, принижавшим его существо, как минимум неприязнь. Которая за десять лет в одиночестве, среди пустыни и монстров, и без должного техосмотра, переросла в идею фикс.
Дэвид говорит, что Шоу была добра к нему, в отличие от многих. К сожалению, тут сложно судить однозначно о чувствах Дэвида и их правдивости. С одной стороны этот монолог Дэвида показан нам в прологе, когда зритель еще не видит самого фильма. С той же стороны, надгробие Шоу все-таки существует, ее фото стоит у Дэвида на столе, и он упоминает о ней не один раз. Пожалуй, это то, что можно привести как аргумент в пользу правдивости слов Дэвида. Но с другой стороны, труп Шоу и зарисовки ее тела обнаруживаются в лаборатории Дэвида, и погибла она точно не естественным путем. А момент с выходом в сад к могиле Элизабет заканчивается тем, что по стене лезет Чужой. Который, попав внутрь, убивает одну из девушек с Завета. Не было ли это сделано для того, чтобы привлечь чужого к этому проходу, а рассказ - всего лишь болтовня для Уолтера? Ведь Дэвид скорее всего знал, что тварь отлично карабкается по стенам, и уж точно оставил дверь в сад открытой, если она там была. К тому же мы видим, что Дэвид вообще прекрасный лгун и умеет лить мед в уши.
Короче, отбросив все эти детско-родительские отношения и непонятные любовные интриги, просто вспомним о том, что Дэвид был умен и тщеславен. Избавившись от гнета создателей, оказавшись в одиночестве на пустой планете, он начал творить. Пытался создать кого-то, столь же идеального, как он. Адаптивного, ловкого, разумного. Кого-то, кому он сам смог бы стать родителем/создателем, кого смог бы приручить, так же, как люди когда-то подчиняли себе Дэвида. Мы видим это в сцене с Чужим, с которым он пытается общаться, и в сцене с новорожденным Чужим, который повторяет движения за Дэвидом. Дэвиду нравится чувствовать себя творцом, ведь это то, что приближает его к Богу. Уолтер лишен возможности творить, люди лишены идеального разума, у Дэвида в отличие от них есть все. Кроме союзника, разве что. К его сожалению, Уолтер слишком машина, он не понимает чувств Дэвида, идей Дэвида, не встает на его сторону, он пустой разум без огонька желаний. Уолтер говорит Дэвиду, что тот не совершенен, не прав, указав на его ошибку по поводу Байрона. Дэвид в самом деле разочарован, он чувствует себя одиноким и непонятым. И раз Уолтер не подобен ему, то и жить тоже не достоин, как и прочие люди.
Написав все это, пожалуй, я вижу некоторую градацию, линию, на которой можно расположить персонажей.
1) Уолтер - рациональность без эмоций, разум подчиненный людям. Он может совершать как благо, так и зло (убить кого-то, например) - ему все равно. За него решают другие.
2) Люди, которые в данном случае представлены Капитаном и Дэниелс. В них разум постоянно борется с эмоциональной стороной: верой, страхом, надеждой. Два человека - два сосуда разной наполненности этими ингредиентами. Дэниелс выживает в отличие от капитана. Разум управляет ее поступками и помогает ей выжить. Но мозг человека не совершенен.
3) Дэвид - разум, лишенный контроля со стороны людей. Сначала эмоции Дэвида контролируются извне. Но потом людская система ценностей исчезает из его жизни, и он оказывается предоставлен самому себе. Тщеславие, амбиции, гордыня берут верх и направляют его по пути божественного разрушения и творения, создания кого-то себе подобного. "Праздный ум - мастерская дьявола." Дэвид остался ни у дел, один, весь такой совершенный, но бесполезный, не имеющий цели, никому не нужный - и вот к чему это привело.
Система ценностей, присутствующая в первых двух случаях, в последнем потеряла свою силу, отсутствует. Дэвид не видит разницы между красотой и уродством. Он говорит, что любил Элизабет, но ее тело лежит выпотрошенным на его столе, а в соседней комнате поставлен ей алтарь. Он говорит Уолтеру, что ему видней, что такое любовь, но любовь к брату и любовь к женщине для него одно и тоже: нечто не совсем понятное, что-то между поцелуем и физическим насилием. Чужая смерть и боль ему безразличны, потому что сам он не способен испытать этого. И все же слова про мастерскую дьявола, про личный бестиарий, про правителя в аду говорят о том, что Дэвид осознает: он делает нечто ужасное.
Скорее всего Элизабет Шоу была последним барьером морали для Дэвида, и либо он избавился от нее намеренно, либо это произошло случайно: скажем, Шоу, узнав правду об уничтожении Инженеров или опытах Дэвида, пыталась образумить его или уничтожить, но наткнулась на яйца и стала жертвой Чужого.
Итак, если очень сильно желать, то есть над чем подумать. Именно в четырех главных персонажах лежат все философские, психологические и библейские мотивы, которые Скотт вложил в фильм. К сожалению, я не могу объективно и даже субъективно разобраться в религиозной стороне вопроса - слишком далека от религиозных отсылок, хотя их тут пруд пруди, видимо.
Увы, напоследок осталась только критика сюжета. Он уныл и клиширован более, чем полностью. Как сказал кто-то: все это мы уже видели. Это так, к сожалению. Если вы хотите испугаться, увидеть неожиданные повороты сюжета, проторчать в кино два часа в напряжении, узреть необычный финал - то вам не сюда, однозначно. Все очень предсказуемо, бу-моменты не впечатляют, монстры не пугают и даже кровавые сцены не вызывают особого омерзения. Никакого напряжения а-ля "что дальше????" я не почувствовала, ибо практически все можно было предсказать: конечно же все заразились, конечно же Дэвид их спас, держа камень за пазухой, конечно же буря и все равно их спасут, и Дэниелс точно убьет Чужого, хотя все эти манипуляции на летающей хреновине выглядят нереалистичными, и даже то, что Дэвид оказался на корабле вместо Уолтера я тоже поняла, когда не показали сцену с его убийством. Нет, финал принес мне мрачное удовольствие, я улыбалась идя из кинотеатра и сдерживала злобный хохот. Зло победило, все плохо, все умерли - крутяк))) И все же, в эмоциональном плане именно СЮЖЕТ очень слабый. Глупость большинства персонажей не оставляет истории выбора, собственно. Как и зрителю, который просто не хочет сопереживать таким придуркам.
Разочаровали и монстры, которые вылуплялись из людей как-то уж слишком быстро. Ну прям за пять минут развился, а уж вырос до гигантских размеров и того быстрее. Даже беготня Дэниелс и Чужого по кораблю совершенно не впечатлила. Как-то сразу было ясно: ну не сдохнет ваша бабенка, к чему все эти метания?
Итого, что мы имеем? Хорошую игру Фассбендера и Уотерстон (и пусть у ее героини лицо ребенка в комнате ужасов, все-таки она мне понравилась). Если сесть и подумать, то - интересную психологическую и философскую составляющую, но надо реально напрягаться. Офигенски интересную история Дэвида и его общение с Уолтером, а так же финал, пусть предсказуемый, но такой крутой! Визуал и аудио, от которого можно скончаться.
В огромном жирном провале: большая часть персонажей с их тупостью и унылый сюжет.
Чужой: Завет. Размышления...
Чужой: Завет
США, 2017. Описание: Во время обследования удаленной планеты, расположенной на другой стороне галактики, экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает, что то, что они изначально приняли за неизведанный рай, на самом деле — тёмный и опасный мир. Его единственный житель — синтетический андроид Дэвид, оставшийся в живых после обреченной экспедиционной миссии «Прометей».
Так уж вышло, что в детстве родители разрешали смотреть мне триллеры и ужастики. А потому фильмы серии "Чужой" были просмотрены мною давным давно. Горячо любимы с тех самых пор и где-то в районе просмотра "Прометея" пересмотрены. Периодически я возвращаюсь к ним, феспалмя на резиновую голову андроида и некоторые спецэффекты 80х, но тем не менее смотрю с большим удовольствием.
Я не отношу себя к "ярым фанатам вселенной", которые молятся на каждый кадр и называют себя труЪ. Может, именно поэтому ни "Прометей", ни "Завет" не вызвали у меня такого лютого баттхерта, как у некоторых, на тему: МЫ ЖДАЛИ ОТВЕТОВ!!! Я ничего не ждала от "Прометея", посмотрев его практически случайно. И в общем-то от сюжета "Завета" ожидала лишь хорошей игры Фассбендера и ужастика с пугающим чужим. Ну, первого я дождалась)
Увы, в кино мне пришлось пойти в гордом одиночестве, как на дубляж, так и на оригинал. Да, я из тех психов, что сходил на этот фильм аж дважды. Ну токмо ради Фассбендера, ясно дело...
С чего начать-то и не знаю... Ладно, пусть будет положительное начало!
Размышления... СПОЙЛЕРЫ
США, 2017. Описание: Во время обследования удаленной планеты, расположенной на другой стороне галактики, экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает, что то, что они изначально приняли за неизведанный рай, на самом деле — тёмный и опасный мир. Его единственный житель — синтетический андроид Дэвид, оставшийся в живых после обреченной экспедиционной миссии «Прометей».
Так уж вышло, что в детстве родители разрешали смотреть мне триллеры и ужастики. А потому фильмы серии "Чужой" были просмотрены мною давным давно. Горячо любимы с тех самых пор и где-то в районе просмотра "Прометея" пересмотрены. Периодически я возвращаюсь к ним, феспалмя на резиновую голову андроида и некоторые спецэффекты 80х, но тем не менее смотрю с большим удовольствием.
Я не отношу себя к "ярым фанатам вселенной", которые молятся на каждый кадр и называют себя труЪ. Может, именно поэтому ни "Прометей", ни "Завет" не вызвали у меня такого лютого баттхерта, как у некоторых, на тему: МЫ ЖДАЛИ ОТВЕТОВ!!! Я ничего не ждала от "Прометея", посмотрев его практически случайно. И в общем-то от сюжета "Завета" ожидала лишь хорошей игры Фассбендера и ужастика с пугающим чужим. Ну, первого я дождалась)
Увы, в кино мне пришлось пойти в гордом одиночестве, как на дубляж, так и на оригинал. Да, я из тех психов, что сходил на этот фильм аж дважды. Ну токмо ради Фассбендера, ясно дело...
С чего начать-то и не знаю... Ладно, пусть будет положительное начало!
Размышления... СПОЙЛЕРЫ